[грустный web][облачный край][альбомы][архгоррок]
|
статья из газеты "Московский комсомолец" 1987 года
ПРЕДИСЛОВИЕ ГРУСТНОГО WEBa:
Читатель! Эта статья вышла в 1987 году,
поэтому при чтении, пожалуйста, делайте
поправку на время... С тех пор прошло
более 10 лет, с тех пор много воды утекло в
Северной
Двине, изменились судьбы музыкантов,
изменилось время, изменилась жизнь.. Только
сам "Край"
и его легенда продолжают жить... И
как 15 лет назад, его слышат все, но не видит
никто...
Между тем, первые страницы наше
й истории далеки от какой бы то ни было мистики: в старинном северном городе Архангельске в одном доме и даже в одном подъезде жили три друга - вполне обычные ребята. Как и многие, слушали тяжелый рок. Как и другие, пытались внести посильный вклад в его дальнейшее творческое развитие, а для этого организовали свой ансамбль на базе ДК судоремонтного завода. "Основатели" "Края" (так иногда называют группу) звали: Олег Рауткин - вокалист (ныне студен Харьковского института физкультуры1), Николай Лысковский - клавишник, Сергей Богаев - руководитель группы, лидер-гитарист, автор музыки и текстов.В 1982 году начинающих музыкантов пригласили в комитет комсомола завода - надо было ехать в Соломбальский район на фестиваль. Единственное, чего для этих гастролей не хватало, - названия группы: "и чтобы наше родное, северное, и чтобы со сцены можно было объявлять". Кто-то предложил: "Облачный край".Что ж, название удовлетворяло обоим о
фициальным критериям допустимости (и "северное", и "можно объявлять") - так группу и окрестили2. Дальше все пошло уже не так хорошо.- Точнее, совсем плохо, - поправляет Сергей, - Первое выступление оказалось последним, потому что на фестивале мы, мягко говоря, не понравились.
: Нет, "Ресторан"Садко" они тогда еще не пели, просто все участники фестиваля дружно исполняли "Малиновку" (семь раз подряд), а наши "кандидаты в лауреаты" почему-то сочли себя недостойными этой чести и вместо "Малиновки" предложили жюри собственную песню на стихи: Константина Симонова. Это сочли возмутительной выходкой. Итак, двери концертных залов закрылись перед ними прочно и надолго. Оставался путь студийный - тернистый путь к всесоюзной известности:
Когда-то Северная Русь сберегла для на сокровища народного эпоса. Здесь жили гордый люди, и жили своим умом: простые мужики писали рукописные книги и хранили их, как святыни. Не случайно, что здесь, вдали от искушений столичных "престижных залов". Сергей Богаев и его друзья сохранили в самые печальные для отечественной музыки времена ее фольклорную чистотуи искренность.
Дискография "Облачного края" включает пять магнитофонных "альбомов"3: 1982 - "Облачный край"; 1983 - "Художественная самодеятельность"4; 1984, январь - "Вершина"5; 1984, осень - "Ублюжья доля", 1985 - "Стремя и люди". Так классифицируют свое творчество сами музыканты "Края" : в Москве разошлось почему-то не 5, а 7 "альбомов", скорее всего это связано с тем, что две первые фонограммы по своему размеру значительно превосходят "среднестатистическую пластинку", и в сознании столичных меломанов, они самопроизвольно размножились делением до четырех.Именно в студийной работе: в свободном творческом общении со слушателем, не опосредованном бесчисленными худсоветами и "комиссиями по тарификации", сформировалась уникальная модель рок-музыки - то, что привлекает к "Облачному краю" симпатии молодых слушателей. К сожалению, многие наши журналисты до сих пор не отучились от употребления словечка "подпольный" по отношению к продукции "магнитофонной индустрии" (а также к концертам в студенческих клубах и т.п.), что выглядит по меньшей мере глупо, поскольку "подпольная" деятельность по логике вещей, есть деятельность несколько иного характера. Ведь группы, как правило, выступали просто против ведомственных инструкций, мешающих развитию нормального творческого процесса.
- Мы поем только правду, - говорят архангельские музыканты. - Вообще рок-музыка в нашей стране - явление не только музыкальное, но еще и в значительной степени социальное, поэтому для нас огромное значение имеет текст. Поэзия и музыка должны соответствовать друг другу:
Секрет воздействия "Облачного края" на слушателя в том, что музыкальная мощь и несомненно высокий профессионализм (Сергей - один из лучших гитаристов в стране) сочетается в их композициях с ювелирной точностью слова. Не случайно их "сатиры" вызывали такую ярость у тех, кто в гртескных персонажах узнавал себя, - у бюрократов, взяточников, халтурщиков, окопавшихся вокруг искусства, чтобы за счет монополии извлекать из него свои в полном смысле слова "нетрудовые доходы":
"А
потом несется по эфиру
Нафталином сдобренное густо,
Сладкое, подобное зефиру,
Якобы высокое искусство:"
"Основные тенденции развития этой группы, на сегодняшяний момент одной из сильнейших в стране, - комментирует исскуствовед Сергей Гурьев, ведущий "Уроков рок-музыки" журнала "Юность", - это движение от английской модели хард-рока: с обилием инструментала, виртуозных соло - к более аскетичной в музыкальном отношении, более жесткой музыке. "Стремя и люди" - как раз промежуточное явление на грани классического "харда" и "хэви". Может быть, это и есть наиболее пероспективная позиция, обеспечивающая музыкантам максимум творческой свободы, не ограниченной формально стилистическими рамками?"
Если же говорить об идеях, то первая фонограмма 1982 года - это поиски собственного лица, и в музыке, и в поэзии, сравнительно мягкий, в духе раннего Гоголя, юмор на провинциальные темы - вспомним их знаменитого Дудырина, первого рокера на деревне. "Художественная самодеятельность" гораздо жестче - именно этот "альбом" приносит "Краю" настоящую известность.
Наряду с "ДДТ" и "Веселыми картинками" группа Сергея Богаева выходит в авангард того самобытного направления в рок-музыке, начало которму положил два десятилетия назад Александр Градский. Они уважают своих "учителей" в музыке, но никому не подражают: искусство вообще не приемлет имитаций, это не штамповка, а "единство в многообразии".
Соответственно глубже и точнее становится их социальное мышление: речь идет не только об "отдельных недостатках" окружающей провинциальной действительности, но и о скрытых исторических, психологических и этнических причинах того, что приходится сегодня преодолевать. Ведь истоки наших бед - не в абстрактных формулах, а в нас самих (вспомним "Стремя и люди" - композицию, по которой назван альбом).
Вряд ли стоит портить нестроение читателю описанием всех трудностей, с которыми пришлось столкнуться "Облачному краю" - это судьба любой группы, воспринимавшей свое творчество серьезно, а не просто как "молодежную музыку для танцев". Сейчас их искусство получает, пусть запоздалое, но признание, и авторы ругательных статей чувствуют некоторую неловкость, раскрывая авторитетные центральные журналы "Юность", "Знание-сила", и др. И встречая там имена архангельских музыкантов в списке тех, кем может гордиться отечественный рок. "Край" приглашают на концерты Ленинградский рок-клуб и фирма "Мелодия", их песни уже прозвучали по радио (песня "Серый кардинал") - впрочем рок-клуб теперь организован и на их родном судоремонтном заводе (откуда , к стати, группу в 1984 году все-таки выгнали под предлогом нарушения техники безопасности. "Слишком много всяких поводов!").7: Однако вернемся в зал, где москвичи впервые встретились со своими "неизвестными" кумирами - кроме трех основателей "Края" на сцену вышли ударник Дмитрий Леонтьев
8 (по профессии слесарь) и басист Андрей Ильичев9 (монтер). Ритм-секция не уронила престиж архангельского рока, и восторг публики превзошел все ожидания.Конечно, группе еще придется поработать над сценическим имиджем: уровень музыки и текстов таков, что и театральная составляющая в "треугольнике" (музыка + текст + шоу) должна быть совершенно неординарной, - комментируют ученые музыкальные критики, а у "Облачного края" пока еще слишком невелик опыт концертной деятельности.
Что ж, опыт появится - в этом сегодня нет сомнений, потому что речь идет об одном из популярнейших в стране коллективов. Весна, пришедшая на нашу землю, где, как известно, "есть весьма искусные умельцы всевозможные:"
10, предвещает северной легенде достойное продолжение.Наталья Марьина
Сергей Ильин
ПРИМЕЧАНИЯ
Грустного Weba:
1 - Институт давно закончен. Олег
живет в городе Краматорске, Украина, и работает в
детской спортивной школе. [обратно]
2 - Об этом факте упоминает Сергей в
своем интервью 1995 года журналу
"РЕЗУЛЬТАТЫ". [обратно]
3 - С тех пор вышли еще альбомы "Свободы захотели?"
(1991) и "Облачный край
1991" (1991). [обратно]
4 - Известен вариант названия
альбома - "Х-я самодеятельность" [обратно].
5 - Более точное название
"Вершина идиотизма" [обратно]
6 - Песня "Союз
композиторов" из альбома "Ублюжья доля" (1984) [обратно]
7 - Об истинных причинах
случившегося Сергей Богаев рассказывает в его интервью 1992 года [обратно]
8 - Помогая "Облачному краю" на
ударных, Дима Леонтьев (в народе "ЛД")
оставался (и остается по сей день) вокалистом
группы "Аутодафе". Сейчас поет в хоре
Никольского собора в Архангельске. [обратно]
9 - Андрей Ильичев играл с
"Облачным краем" на бас-гитаре до 1987 года. Но
его "основной" командой была
"Святая
Луиза". Позже в "Крае" на
басу играл Андрей Лукин, музыкант группы "Аутодафе". [обратно]
10 - Песня "Русская
народная" с компакт диска "Свободы захотели?" (1991). [обратно]
Дополнительную
информацию об истории группы вы можете получить,
прочитав интервью с музыкантами "Облачного
края".
Ссылки - на главной странице
группы
[грустный web][облачный край][альбомы][архгоррок]
Оформление ©
1999, ГРУСТНЫЙ WEB
Архангельск - Denver