Выставка «Болельщики» на проспекте Чумбарова-Лучинского стала дебютной для спортивного фотографа Александры Игнатенко. Сегодня редкий прохожий не обратит внимание на эмоциональные снимки, нет-нет да и задержится взгляд архангелогородца на стендах, кто-то остановится и пристально с улыбкой будет разглядывать фотократочки.
С ноября по февраль наша героиня фиксировала на плёнку каждый матч команды «Водник». Однако объектив ее камеры был направлен не на хоккеистов, а на тех, кто приходит их поддерживать. Взгляд не на борьбу, а на людей, ради которых играют спортсмены. Саша рассказала «Двине Сегодня», каково видеть свои работы на главной пешеходной улице города.
– Увидеть свои работы было очень непривычно. В первый день после открытия мы шли мимо с подругой, она увидела фотографии и сказала: «Смотри, твои снимки повесили!». В этот момент, мне кажется, я умудрилась покраснеть от смущения. Я боялась оценки: вдруг не заметила что-торчащее из головы болельщиков на фото или ошиблась в обработке. Особенно это важно, когда подруга по совместительству еще и преподаватель фотошколы. Здесь дело вот в чём: когда ты в пятый день проходишь мимо, невольно начинаешь замечать недочёты, хотя сначала всё смотрится красиво и эффектно. Но в итоге ей понравилось, и она меня похвалила.
– Болельщики ждали выставку или для них это была полная неожиданность?
– Они ничего не знали! Когда выставку открыли, было очень приятно получать сообщения от героев снимков или людей, которые просто нашли там своих знакомых. Одними из первых мне написали две девочки – они нашли на фото своего дедушку и попросили меня выслать им кадры. Я всегда делаю это с удовольствием, берите, печатайте на здоровье. Как мне сказали: «Ты можешь не болеть за «Водник», но кого-то из своих знакомых ты на выставке точно найдешь». Болельщики присылали свои фото на фоне выставки. У нас есть группа «30 пивоваров», они ходят практически на каждый матч и активно поддерживают команду. Когда они выложили в Instagram фото с Чумбаровки «в гражданском», я даже не сразу узнала – настолько привыкла видеть их в экипировке.
Фото Александры Игнатенко. Две эмоции в одном кадре
– Наверняка осталось много хороших фотографий, которые не попали на выставку. Как ты отбирала кадры на 10 стендов?
– Отбирали, редактировали, отбирали и редактировали, снова и снова. Это был долгий процесс. Мне всё время хотелось добавить фотографии самых последних матчей. У меня был вечер, чтобы отсмотреть и обработать снимки, которыми я хотела дополнить выставку. В какой-то момент, мне просто сказали хватит – редактировать можно бесконечно. В первую очередь мы набросали надписи, а фотографии уже подбирали под них. В принципе, под них подходил любой снимок, все на трибунах красивые и все желто-зеленые. Проблема возникла только с фразой «Болельщики – душа хоккея». Мы очень долго думали, а кто именно его душа? Есть снимки и детей, и бабушек, и дедушек, и мужчин. Кого разместить?..
–
– На своей странице в социальной сети, ты писала, что болельщики на матчах удивлялись и спрашивали, зачем ты их снимаешь. Как ты отвечала?
– Говорила, что я снимаю самых красивых, самых милых, самых добрых. Говорила, что уже сняла команду, и что теперь я хочу снять тех, кто за неё болеет. Обычно стеснялись женщины и бабушки, мол, зачем ты так близко подходишь. Были и те, кто наотрез отказывался фотографироваться, это их выбор. Когда я только-только начала работать, меня пугали дырки на трибунах. И кого здесь я буду снимать, казалось мне? Но ты подходишь к людям, и они начинают рассказывать совершенно удивительные истории про то, что их на стадион привёл дед, отец, что они стоят на этих трибунах по 60 лет. Болельщики – это та ещё романтика! Они не уходят в мороз, пьют чай на трибунах с сосульками на усах. А 14 февраля приходят парами и мерзнут в обнимку.
– Получается, ты знаешь истории тех, кто приходит на стадион?
– Не всех. Но иногда болельщики рассказывают о себе. Помню, проходила между трибунами и встретила дедушку. Он попросил его сфотографировать, я щёлкнула на фоне стадиона, и он мне говорит: «Мы с тобой целую историю только что сделали. Вот мои друзья увидят фото в интернете и скажут, что я опять занимаюсь ерундой. А я отвечу им, что мы с ними дружим, и это не ерунда, и любимое дело не ерунда!». Он со мной такую философскую беседу провёл, что мне было жалко убегать. Узнала только, что жена впервые пришла на стадиону благодаря ему. А болельщики потом ко мне привыкли и уже ждали. Но учила я их долго: мешали разные шарфики и одежда, да и человек меняется в зависимости от эмоции.
– У тебя есть любимый снимок?
– Да, даже два. Первый сделан еще в ноябре, на домашних матчах водника. Это фотография бабушки и внука. Бабушка улыбается и хлопает, а мальчик кричит – это две совершенно разные эмоции, которые попали на один снимок. Второй снимок зимний: мужчина в оранжевой куртке и шапке-ушанке кричит «го-о-ол!» с поднятой рукой. Он просто кричал, обернулся на меня, я его щелкнула. Он сам не понял, что происходит, может поэтому он и получился таким настоящим и живым. Это просто дядечка, который кричит «го-о-ол!».
Фото Александры Игнатенко. «Го-о-ол!»
– Как бы ты сформулировала главную идею выставки? Почему это важно?
– Обычно СМИ уделяют внимание самому матчу, а если и снимают, то общими планами. Издалека ты смотришь на трибуну – это просто цветные точки. А на самом деле это живой человек, который в любую погоду придёт на стадион и будет вместе со своей командой. Я видела старые фотографии, когда было под десять тысяч болельщиков и хочу, чтобы все они вернулись на стадион. Чтобы там было не пройти и не протолкнуться, разве только бочком.